Город Припять
Основан 4 февраля 1970 года. Статус города Припять получил в 1979 году на основании постановления Верховного Совета Украинской ССР № 1264/686. Генеральным поводом основания города стало строительство и последующая
эксплуатация одной из самых крупных в Европе атомных электростанций, Чернобыльской — градообразующего предприятия, которое и дало Припяти звание города атомщиков. Припять стал девятым в Советском Союзе атомоградом. По последней проведённой до эвакуации переписи (в ноябре 1985 года), численность населения составляла 47 тысяч 500 человек, более чем 25-ти национальностей. Ежегодный прирост населения составлял на тот момент свыше 1500 человек, среди которых около 800 были новорождённые, и приблизительно 500—600 человек — прибывшие на постоянное место жительства из разных регионов Советского Союза. Проектная, изначально рассчитанная численность населения — 75—78 тысяч человек. Расположенная рядом железнодорожная станция Янов на участке Чернигов — Овруч, пристань речного судоходства на реке Припять, автомобильные дороги превращали город Припять в удобный узел транспортных магистралей Полесья. Население Припяти было эвакуировано 27 апреля 1986 года из-за Чернобыльской аварии. Для проживания обслуживающего персонала ЧАЭС был построен новый город-спутник Славутич в 50 км от АЭС. Сейчас Припять находится в Чернобыльской зоне отчуждения. В административном отношении городская территория входит в Иванковский район Киевской области.
--
--
араллельно своему прямому назначению города атомщиков , Припять также проектировалась как крупный перевалочный пункт , стоящий на перекрестке транспортных артерий. Строительство было провозглашено Всесоюзной ударной стройкой. На призыв партии на строительство города прибыли посланники комсомола из всех уголков
СССР. Город расширялся, приобретали опыт его первые жители — строители. Своеобразное лицо имела Припять благодаря композициям микрорайонов, которые размещались радиусами вокруг общегородского центра . Здесь были удачно использованы световая реклама, яркие панно и декоративная керамика на фасадах сооружений . Улицам и проспектам города присваивались, в основном, традиционные для советской эпохи названия. Помимо чисто идеологических проспекта Ленина, улиц Дружбы Народов и Героев Сталинграда, в Припяти были также и улица Набережная, проспект Строителей и Энтузиастов. В названии улицы Леси Украинки отразилась и национально-культурная сторона республики Украина . Не остался без внимания и главный повод основания Припяти — мирный атом. Благодаря этому в городе появилась улица Курчатова. Припять — город с ярко выраженным центром. По традиции, в центре города располагались административные здания (городской совет), объекты досуга, культуры и отдыха (кинотеатр «Прометей», ГПКиО, дворец культуры «Энергетик»), универсальные продовольственные и промтоварные магазины, гостиничный комплекс. И хотя на просторах бывшего Советского Союза существует еще 19 дворцов культуры и 11 кинотеатров, возведенных по тому же проекту , что ДК «Энергетик» и к/т «Прометей», Припять является эталоном строительной уникальности и советских архитектурных изысков . К концу 1988 года в городе должны были быть полностью сданы в эксплуатацию два крупных торговых
центра (один из них «Припятские зори»), дворец пионеров и новый двухзальный кинотеатр, дворец искусств «Юбилейный» и гостиница «Октябрь», два спортивных комплекса — «Чернигов» и «Припятчанин». Также, на пересечении проспекта Строителей и улицы Леси Украинки должен был появиться ретранслятор
телевизионных сигналов высотой 52 метра. Основной градостроительной идеей Припяти стал так называемый принцип
«треугольной» застройки, разработанный группой московских архитекторов под руководством Николая Остоженко. Впоследствии, после предварительного утверждения, киевские архитекторы внесли в проект застройки собственные изменения, и этот компилированный вариант был окончательно согласован. Для того времени такая форма застройки была уникальна. Однако, параллельно с застройкой Припяти, эта же схема использовалась и при строительстве десятка других городов Советского Союза. В частности, отдельные микрорайоны Припяти имеют стопроцентное сходство с жилыми кварталами других атомоградов , Курчатова и Семипалатинска, Волгодонска и автограда Тольятти. Для принципа «треугольной» застройки характерна смесь жилых домов стандартной этажности и домов повышенной этажности. Отличительной особенностью такого строительства является визуальный простор и свободные
пространства между зданиями. В отличие от старых городов с тесными улочками и плотной застройкой, Припять, как и другие однотипные города, проектировалась с одной единственной целью — удобство проживания. Кроме сознательного увеличения свободного городского пространства, эта цель достигалась также и особым, равноугольным расположением улиц и проспектов . С помощью такого расположения городских магистралей город Припять и десять однотипных ему городов, должен был стать городом, в котором появление автомобильных пробок было невозможно.